Легендарный двигатель серии B16 Honda впервые выпустила в 1989 году. Это был двигатель B16A с двумя распределительными валами и фирменной системой газораспределения от Honda - VTEC
Двигатель устанавливался на японскую модель Honda Integra. Это первый
мотор, в котором хондовцы применили фирменную систему VTEC. Именно с
того момента метка DOHC VTEC на крышке двигателя стала визитной
карточкой форсированных двигателей от Honda.
Автомобиль, ориентированный в массы, 1600 см3 двигатель которого вырабатывал 160 л.с. при 7600 rpm, максимальным крутящим моментом 151 Нм при 7000 rpm и красной зоной, которая начиналась с отметки 8000 rpm, произвел огромный резонанс в автомобильном мире. На фоне тяжелых мускулкаров автомобили Honda с двигателем B16 смотрелись, как минимум, технологичнее. Именно с этого момента продукты от Honda стали воспринимать как высокотехнологичные спортивные компакткары с гоночной родословной. В 1991 году на японских Honda Integra начали устанавливать 2 поколение двигателя B16A. За счет увеличения степени сжатия с 10.2 до 10.4 и слегка измененными формами кулачков распределительного вала новый B16A выдавал уже 170 л.с. при 7800 rpm, максимальным крутящим моментом 157Нм при 7300 rpm, а планка красной зоны поднялась еще на 200 оборотов и составила 8200 rpm.
Чуть позже двигатель B16 второго поколения мигрировал на другие японские и европейские модели Honda - CRX (EF8) и Civic (EF9). Это дебют DOHC VTEC от Honda за пределами Японии. Спустя некоторое время B16 покорил и Северную Америку, где в 1994 году начались официальные продажи Honda Civic Del Sol VTEC.
* существует аналогичный двигатель агрегатированный автоматической коробкой передач. Мощность такого двигателя - 1500
Третье поколение B16 появилось в 1996 году одновременно с выходом 6-го Honda civicи устанавливалось только на модели Honda Civic. В Японии и для
некоторых других азиатских стран это была модель Honda Civic SiR (EK4) в
двух вариантах – хэтчбек и седан. Одновременно в Европе и в других
регионах появились заряженные 3-дверные хэтчбеки с тем же шасси - EK4.
С появлением 3 поколения двигателей B16A никаких существенных изменений не наблюдалось. Возможно, двигатель стал еще совершеннее, еще надежнее, экологичней, но технические характеристики остались практически неизменными. И в 1998 году Honda вновь взорвала публику сверх-технологичным продуктом - представлена первая 3-дверная модель Honda Civic, которая гордо носит название TypeR. Специально для Honda Civic TypeR, был разработан двигатель B16B specR, который со 1600 см3 выдавал аж 185 л.с. при 8200 rpm и 160 Нм крутящего момента. Планка красной зоны была поднята до невероятных 9000 rpm. В угоду маленького веса автомобиль был лишен всякого комфорта и всеми деталями, будь-то ковши Recaro или руль Momo, указывал на абсолютную спортивную ориентацию.
В 1999 году в США стартовало производство 2-дверного купе (EM1) с двигателем B16A2 в версиях Si – для США, SiR - для Канады и VTi - для Европы. Honda Civic VTi coupe – довольно редкий случай.
Так чем же хороши эти двигатели?
Полное описание, технические характеристики:
Объем ДВС: 1595 cc (97.3 cu in)
Бензин, 4 цилиндра, DOHC, 16 Valve, VTEC
Диаметр поршня: 81 (3.2 in)
Ход поршня: 77.40 (3.0 in)
Rod Length (длина шатуна): 134 mm (5.3 in)
Rod / stroke ratio (соотношение длины шатуна к ходу поршня): 1.745
Первое поколение (Япония):
с 1988 по 1991 год, Honda Integra RSi / XSi (DA6 / DA8)
с 1989 по 1990 год, Honda CRX SiR (EF8)
с 1989 по 1990 год, Honda Civic SiR (EF9)
Система управления OBD0
Компрессия: 10.2:1
Блоки управления: PR3 (DA6 / DA8 / EF8), PW0 (EF8 / EF9 / DA6)
Коробки передач: S1/J1/YS1 (4.4 пара), Y1 (4.266 пара, тросовое сцепление, опционально - LSD)
Redline: 8100 об. в мин.
Мощность: 160 PS (118 kW; 158 hp) при 7600 об. в мин
Крутящий момент: 15.5 kg·m (152 N·m; 112 ft·lbf) при 7000 об. в мин
Второе поколение (Япония):
с 1991 по 1994 год, Civic Sir / SiRII (EG6)
с 1991 по 1993 год, Civic Ferio SiR (EG9)
с 1992 по 1995 год, CRX Delsol SiR (EG2)
с 1995 по 1998 год, Civic Sir / SiRII (EK4)
с 1995 по 1998 год, Civic Ferio Si (EK4)
Система управления OBD1
Компрессия: 10.4:1
Блоки управления: P30 (EG2 / EG6 / EG9) P2S (EK9)
Коробки передач: S4C / Y21 / S21 (4.4 пара, опционально - LSD)
Redline: 8200 об. в мин. (АКПП - 7700)
Мощность: 170 PS (125 kW; 168 hp) при 7800 об. в мин (для МКПП)
Крутящий момент: 16.0 kg·m (157 N·m; 116 ft·lbf) при 7300 об. в мин
Европа и Америка:
B16A1:
Integra, CRX, Civic 1.6i, VT(EE8)(EE9)
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 150 при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 106 lb·ft (144 N·m) при 7100 об. в минуту
Redline: 8000 об.
КПП: Y2
Блоки управления: PW0-X00 / PW0-E00 (EE8)
Управление: OBD0, OBD1(92-93)
B16A2:
С 1992 по 2000 год, Civic EDM VTi (EG6 / EG9 и EK4)
С 1992 по 1997 год, CR-X del Sol EDM VTi (EG#)
С 1996 по 1997 год, CR-X del Sol USDM VTEC
С 1999 по 2000 год, Civic USDM Si (EM1)
С 1999 по 2000 год, Civic CAN SiR (EM1)
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 160 hp (119 kW) при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 111 lb·ft (150 N·m) при 7000 об. в минуту
Redline: 8000 об.
КПП: Y21 или S4C
B16A3:
С 1994 по 1995 год, Del Sol VTEC
Мощность: 160 hp (119 kW) при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 118 ft·lb (160 N·m) при 7500 об. в минуту
Redline: 8200 об.
Блок управления: P30-A00
КПП: Y21
B16A4:
С 1996 по 2000 год, Civic Si-RII (EK4)
Компрессия: 10.4:1
Мощность: 130 kW (177 PS; 174 bhp) при 7800 об. в минуту
Крутящий момент: 111 ft·lbf (150 N·m) при 7300 об. в минуту
Redline: 8200 rpm
КПП: Y21
B16A5:
С 1996 по 2000 год, Civic Si-RII (JDM version) (EK4)
Компрессия: 10.4:1
Мощность: 130 kW (177 PS; 174 bhp) при 7800 об. в минуту
Крутящий момент: 111 ft·lbf (150 N·m) при 7300 об. в минуту
Redline: 8250 rpm
КПП: Y21
B16A6:
С 1996 по 2000 год, Civic - ЮАР, VTEC (EK#)
С 1996, Civic SiR (EK4) Азия
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 118 kW (160 PS; 158 bhp)


Автомобиль, ориентированный в массы, 1600 см3 двигатель которого вырабатывал 160 л.с. при 7600 rpm, максимальным крутящим моментом 151 Нм при 7000 rpm и красной зоной, которая начиналась с отметки 8000 rpm, произвел огромный резонанс в автомобильном мире. На фоне тяжелых мускулкаров автомобили Honda с двигателем B16 смотрелись, как минимум, технологичнее. Именно с этого момента продукты от Honda стали воспринимать как высокотехнологичные спортивные компакткары с гоночной родословной. В 1991 году на японских Honda Integra начали устанавливать 2 поколение двигателя B16A. За счет увеличения степени сжатия с 10.2 до 10.4 и слегка измененными формами кулачков распределительного вала новый B16A выдавал уже 170 л.с. при 7800 rpm, максимальным крутящим моментом 157Нм при 7300 rpm, а планка красной зоны поднялась еще на 200 оборотов и составила 8200 rpm.
Чуть позже двигатель B16 второго поколения мигрировал на другие японские и европейские модели Honda - CRX (EF8) и Civic (EF9). Это дебют DOHC VTEC от Honda за пределами Японии. Спустя некоторое время B16 покорил и Северную Америку, где в 1994 году начались официальные продажи Honda Civic Del Sol VTEC.
Эволюция двигателя B16
Поколение | Кузов: модель | Степень сжатия | Мощность, лс @ об.мин | Крутящий момент, Нм/об.мин | Коробка передач | Red Line | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
B16A | DA6: Integra RSi
DA8: Integra XSi EF8: CRX SiR EF9: Civic SiR |
10.2:1 | 158 @ 7600 | 151 @ 7000 | S1, J1, Y1, YS1 | 8000 | |
B16A1 | EE8:CRX 1.6i-VT
EE9:Civic 1.6i-VT |
10.2:1 | 150 @ 7600 | 144 @ 7100 | Y2 | 8000 | |
B16A | DA6: Integra RSi
DA8: Integra XSi |
10.4:1 | 170 @ 7800 | 157 @ 7300 | S1, J1, Y1, YS1 | 8200 | |
EG6 EG9: Civic SiR II | S4C | ||||||
EG2: CR-X SiR, Del Sol | 10.4:1 | 158 @ 7600 | 151 @ 7000 | Y21 | 8000 | ||
B16A2 | EG2: Del Sol VTEC | ||||||
EG: Civic VTi | 10.2:1 | ||||||
B16A2 | EK4: Civic VTi
EM1: Сivik/ SiR / VTi |
10.2:1 | 160 @ 7600 | 151 @ 7000 | S4C | 8000 | |
B16A3 | EJ2: Del Sol VTEC EJ2: Del Sol VTi-T | 10.4:1 | 160 @ 7600 | 151 @ 7000 | 8000 | ||
B16A4 | EK4: Civic SiRII | 10.4:1 | 170 @ 7800 | 157 @ 7300 | Y21 | 8200 | |
B16A5* | EK4 | 10.4:1 | 170 @ 7800 | 157 @ 7300 | 8000 | ||
B16A6 | EK4: Civic VTEC | 10.2:1 | 158 @ 7600 | 151 @ 7000 | Y21 | 8000 | |
B16B | EK9:CivicVTEC | 10.8:1 | 185 @ 8200 | 160 @ 7500 | S4C | 9000 |
С появлением 3 поколения двигателей B16A никаких существенных изменений не наблюдалось. Возможно, двигатель стал еще совершеннее, еще надежнее, экологичней, но технические характеристики остались практически неизменными. И в 1998 году Honda вновь взорвала публику сверх-технологичным продуктом - представлена первая 3-дверная модель Honda Civic, которая гордо носит название TypeR. Специально для Honda Civic TypeR, был разработан двигатель B16B specR, который со 1600 см3 выдавал аж 185 л.с. при 8200 rpm и 160 Нм крутящего момента. Планка красной зоны была поднята до невероятных 9000 rpm. В угоду маленького веса автомобиль был лишен всякого комфорта и всеми деталями, будь-то ковши Recaro или руль Momo, указывал на абсолютную спортивную ориентацию.
В 1999 году в США стартовало производство 2-дверного купе (EM1) с двигателем B16A2 в версиях Si – для США, SiR - для Канады и VTi - для Европы. Honda Civic VTi coupe – довольно редкий случай.
Общие характеристики двигателей серии B16
Вес | 140 кг |
Тип | Четырехтактный с водяным охлаждением |
Расположение цилиндров | Рядный 4-цилиндровый, поперечный |
Высота блока | 263 мм |
Диаметр цилиндра и ход поршня | 81.0 x 77.4 мм |
Объем двигателя | 1595 cм3 |
Система газораспределения | 2 распредвала, 16 клапанов, VTEK |
Размер впускного и выпускного клапанов | 33 x 28 мм |
- Производительность. Honda и по сей день один из немногих производителей в мире, выпускающих форсированные атмосферные двигатели, выдающие более 100 л.с с одного рабочего литра объема двигателя.
- Оборотистость. Красная зона начинается с отметки 8000. В случае с B16B – 9000. В огромном рабочем диапазон от 3000 до 8000 rpm двигатель отзывчиво реагирует на нажатие педали «газа», звук мотора радует слух.
- Экономичность. В среднем расход топлива в городском цикле будет колебаться в пределах 10-12 литров на 100 км. За городом при скорости в 90км/ч B16A потребляет порядка 6,5 литров на «сотню».
- Экологичность. Это одно из перспективных направлений в развитии Honda как автопроизводителя. Небольшой объем двигателя B16, отказ от использования турбин и прочих систем надува, и как следствие, меньший выброс вредных веществ в атмосферу – основа философии Honda.
- Надежность. Несмотря на высокую форсировку двигатель B16 невероятно надежен. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы владельцев.

Объем ДВС: 1595 cc (97.3 cu in)
Бензин, 4 цилиндра, DOHC, 16 Valve, VTEC
Диаметр поршня: 81 (3.2 in)
Ход поршня: 77.40 (3.0 in)
Rod Length (длина шатуна): 134 mm (5.3 in)
Rod / stroke ratio (соотношение длины шатуна к ходу поршня): 1.745
Первое поколение (Япония):
с 1988 по 1991 год, Honda Integra RSi / XSi (DA6 / DA8)
с 1989 по 1990 год, Honda CRX SiR (EF8)
с 1989 по 1990 год, Honda Civic SiR (EF9)
Система управления OBD0
Компрессия: 10.2:1
Блоки управления: PR3 (DA6 / DA8 / EF8), PW0 (EF8 / EF9 / DA6)
Коробки передач: S1/J1/YS1 (4.4 пара), Y1 (4.266 пара, тросовое сцепление, опционально - LSD)
Redline: 8100 об. в мин.
Мощность: 160 PS (118 kW; 158 hp) при 7600 об. в мин
Крутящий момент: 15.5 kg·m (152 N·m; 112 ft·lbf) при 7000 об. в мин
Второе поколение (Япония):
с 1991 по 1994 год, Civic Sir / SiRII (EG6)
с 1991 по 1993 год, Civic Ferio SiR (EG9)
с 1992 по 1995 год, CRX Delsol SiR (EG2)
с 1995 по 1998 год, Civic Sir / SiRII (EK4)
с 1995 по 1998 год, Civic Ferio Si (EK4)
Система управления OBD1
Компрессия: 10.4:1
Блоки управления: P30 (EG2 / EG6 / EG9) P2S (EK9)
Коробки передач: S4C / Y21 / S21 (4.4 пара, опционально - LSD)
Redline: 8200 об. в мин. (АКПП - 7700)
Мощность: 170 PS (125 kW; 168 hp) при 7800 об. в мин (для МКПП)
Крутящий момент: 16.0 kg·m (157 N·m; 116 ft·lbf) при 7300 об. в мин
Европа и Америка:
B16A1:
Integra, CRX, Civic 1.6i, VT(EE8)(EE9)
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 150 при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 106 lb·ft (144 N·m) при 7100 об. в минуту
Redline: 8000 об.
КПП: Y2
Блоки управления: PW0-X00 / PW0-E00 (EE8)
Управление: OBD0, OBD1(92-93)
B16A2:
С 1992 по 2000 год, Civic EDM VTi (EG6 / EG9 и EK4)
С 1992 по 1997 год, CR-X del Sol EDM VTi (EG#)
С 1996 по 1997 год, CR-X del Sol USDM VTEC
С 1999 по 2000 год, Civic USDM Si (EM1)
С 1999 по 2000 год, Civic CAN SiR (EM1)
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 160 hp (119 kW) при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 111 lb·ft (150 N·m) при 7000 об. в минуту
Redline: 8000 об.
КПП: Y21 или S4C
B16A3:
С 1994 по 1995 год, Del Sol VTEC
Мощность: 160 hp (119 kW) при 7600 об. в минуту
Крутящий момент: 118 ft·lb (160 N·m) при 7500 об. в минуту
Redline: 8200 об.
Блок управления: P30-A00
КПП: Y21
B16A4:
С 1996 по 2000 год, Civic Si-RII (EK4)
Компрессия: 10.4:1
Мощность: 130 kW (177 PS; 174 bhp) при 7800 об. в минуту
Крутящий момент: 111 ft·lbf (150 N·m) при 7300 об. в минуту
Redline: 8200 rpm
КПП: Y21
B16A5:
С 1996 по 2000 год, Civic Si-RII (JDM version) (EK4)
Компрессия: 10.4:1
Мощность: 130 kW (177 PS; 174 bhp) при 7800 об. в минуту
Крутящий момент: 111 ft·lbf (150 N·m) при 7300 об. в минуту
Redline: 8250 rpm
КПП: Y21
B16A6:
С 1996 по 2000 год, Civic - ЮАР, VTEC (EK#)
С 1996, Civic SiR (EK4) Азия
Компрессия: 10.2:1
Мощность: 118 kW (160 PS; 158 bhp)


Комментариев нет:
Отправить комментарий